Название общеобразовательной программы ФГОС НОО
Описание образовательной программы
Учебный план
I.Начальное общее образование
Базисный учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных, надпредметных и метапредметных направлений внеурочной деятельности по классам (по годам обучения). Базисный учебный план начального общего образования состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в состав обязательных учебных предметов включены: «Математика», «Русский язык», «Иностранный язык», «Литературное чтение на русском языке», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». Учебный план начального общего образования обеспечивает возможность обучения на государственном языке Российской Федерации и на родном (нерусском) языке из числа языков народов Дагестана, а также возможность изучения родных языков народов Дагестана, и устанавливает количество часов, отводимых на изучение учебных предметов по классам (годам) обучения. В варианте учебного плана № 2 для школ с русским (неродным) языком обучения за русским языком сохранено то количество часов, которое указано на этот предмет в базисном учебном плане Российской Федерации. Что касается учебного плана № 1 для школ с родным (нерусским) языком обучения, то в нем для изучения русского языка выделяется в 1-4 классах на 135 часов больше, чем в базисном учебном плане Российской Федерации. Кроме того, рекомендуется дополнительно выделить по одному часу на русский язык в I-IV классах школ с родным (нерусским) языком обучения за счет регионального компонента или компонента образовательной организации. В школах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения одного из предметов: («Дагестанская литература», «Культура и традиции народов Дагестана» или другие предметы). В связи с необходимостью предстоящей сдачи выпускниками школ в обязательном порядке единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранному языку в II-IV классах сельских школ с родным (нерусским) языком обучения в учебном плане №1 выделено по 2 часа в неделю на иностранный язык. Что касается учебного предмета «Окружающий мир», то он должен быть изучен интегрированно и при изучении учебных предметов «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение», «Культура и традиции народов Дагестана», «Математика», «Основы религиозных культур и светской этики», а также за счет компонента образовательной организации. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы - 34 учебные недели. Продолжительность урока в I классе в сентябре-декабре - по 35 минут, в январе-мае – по 45 минут каждый. Продолжительность урока во II-IV классах – 45 минут каждый. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. В сентябре-октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день, в ноябре-мае – по 4 урока в день. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – 8 недель. Для обучающихся в I классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 2-3 классах – 1,5 часа, в 4 классе – 2 часа. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей и изучается в IV классе (1 час в неделю). Родители (законные представители) учащихся выбирают учебный модуль для изучения их детьми. Образовательная организация осуществляет изучение каждого модуля, выбранного учащимися и их родителями. Если в классе выбраны для изучения два или более модулей, то для организации образовательного процесса создаются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в них. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом ОРКСЭ должны стоять в расписании одновременно одним уроком во всех четвертых классах. В соответствии с ФГОС начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность – это деятельность образовательных организаций, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план, формы проведения внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д., проводимые в формах, отличных от урочных. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной организацией могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций, особенно в период каникул. Рекомендуется не менее 2-х часов в I-IV классах и не менее 1 часа внеурочной деятельности использовать на изучение родного (нерусского) языка и литературы в формах, отличных от классноурочной (кружки, театральные студии, краеведческая работа, олимпиады, научные исследования) и т.п. В связи с отсутствием финансирования в I-IV классах предусмотрена оплата только 7 часов внеурочной деятельности, однако при наличии финансовых возможностей в муниципальных образовательных организациях количество часов внеурочной деятельности может быть доведено до 10 часов в неделю. При проведении занятий по русскому языку разрешается деление классов на две группы в сельских школах с родным (нерусским) языком обучения при наполняемости класса 20 и более учащихся, по родному языку в школах с русским (неродным) языком обучения – при наполняемости класса 25 и более учащихся. При проведении занятий по иностранному языку во II-IV классах осуществляется деление класса на две группы при наполняемости 25 и более учащихся в городах, 20 и более учащихся в селе. Часы, отведенные в I-IV классах на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология» (1 час в неделю), по решению образовательной организации могут быть использованы